Полная замена масла в АКПП: подробная инструкция

На первый взгляд, нет ничего сложного в замене масла в коробке передач. Однако, если нам необходимо выполнить полную замену масла в АКПП, то здесь важно провести процедуру качественно, поскольку старое и новое смазочные жидкости могут смешаться и вызвать неприятные последствия.
Для предотвращения подобных ситуаций, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей. В ней мы рассмотрим особенности данной процедуры, ее стоимость и дадим практические рекомендации по ее выполнению.

Важность и причины полной замены масла в АКПП

Трансмиссионное масло в АКПП необходимо не только для смазки деталей, но и для передачи мощности от двигателя к коробке передач. В процессе работы масло нагревается до высоких температур, что приводит к износу деталей трансмиссии. Даже однократный перегрев может изменить характеристики масла.
В инструкции по эксплуатации большинства автомобилей рекомендуется полная замена масла в АКПП каждые 60 тыс. км пробега. Однако, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, замену масла следует производить каждые 45 тыс. км.
В автоматических коробках передач, которые устанавливаются на новые автомобили, используется специальный режим, при котором гидротрансформатор частично блокируется. В таком случае фрикционная муфта постоянно скользит внутри масляной ванны. К сожалению, этот процесс приводит к износу фрикционного слоя, что в свою очередь приводит к образованию крошечных частиц пыли. Эти частицы попадают в гидроблок и вызывают поломку соленоидов.
К сожалению, со временем смазочная жидкость потеряет свои первоначальные свойства. Основная причина этого заключается в том, что автоматическая коробка передач работает в тяжелых условиях: трансмиссионная жидкость перегревается. Например, когда вы ездите по городу в пробках и автоматическая коробка передач постоянно работает под большой нагрузкой.

Кроме того, требуется выполнить полную замену масла в АКПП вследствие образования значительного количества микрочастиц из-за износа гидротрансформатора и фрикционных пластин. Это означает, что, если вы надеетесь, что ваш автомобиль будет бесперебойно работать многие годы, крайне важно регулярно проверять уровень и качество смазки. Следует обратить внимание на цвет и запах масла, и если оно загрязнено, то его необходимо частично или полностью заменить.

Производители автомобилей рекомендуют проводить данную процедуру каждые 60-80 тыс. км пробега или еще чаще, если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях.

Что произойдет, если не выполнить полную замену масла в АКПП в указанный срок:
  • Автоматическая коробка передач будет работать с неисправностями, скорости будут переключаться неправильно.
  • Передачи будут переключаться рывками и толчками.

При эксплуатации трансмиссии возникают посторонние звуки и постукивания. В таком случае необходимо провести ремонт коробки передач, который обойдется довольно дорого. Для того чтобы избежать этих проблем, рекомендуется своевременно проводить частичную или полную замену масла в автоматической коробке передач.

Отличия и нюансы частичной и полной замены масла в АКПП

Есть несколько отличий и нюансов при частичной и полной замене масла в АКПП.
Если в вашем автомобиле установлена автоматическая коробка передач, то во время движения смазка нагревается до очень высоких температур. Чтобы избежать перегрева, ставится дополнительный радиатор охлаждения, который соединен с коробкой передач при помощи шлангов. В этой системе происходит постоянная циркуляция масла, которое отбирает тепловую энергию от автоматической коробки передач и охлаждается в радиаторе.

Почему так важно соблюдать периодическую замену масла в АКПП через каждые 50 000–60 000 км? Вся суть заключается в том, что со временем смазка в трансмиссии теряет свои первоначальные свойства. Более того, в ней начинают накапливаться микроскопические частицы металла, что приводит к ускоренному износу элементов коробки передач.

Не забывайте также, что смазочный состав должен быть высокого качества, и при его выборе следует руководствоваться рекомендациями производителя вашего автомобиля. Кроме того, при проведении замены необходимо очистить поддон коробки передач, промыть его и установить новый фильтр.

Даже если удалить поддон трансмиссии, не удастся полностью удалить всю смазку. Небольшое количество масла останется в трубках и радиаторе. Вот почему выполнение полной замены масла в АКПП своими силами довольно сложно.

В зависимости от модели вашего автомобиля срок замены АТФ может различаться. Обычно этот временной интервал составляет (с учетом пробега) от 50 000 до 120 000 километров. Например, хотя производитель автомобилей BMW AG утверждал, что на этой модели трансмиссионная жидкость не требует замены, рекомендуется менять масло через 50 000 километров или через 3 года эксплуатации. В большинстве случаев, если автомобиль эксплуатируется в нормальных условиях, следует выполнять эту процедуру каждые 60 000 километров или через 5 лет эксплуатации.

Если вы проживаете в районе с повышенной влажностью или в местности, где бывают сильные морозы или жара, необходимо проводить обслуживание коробки передач каждые 30 000 км, то есть раз в год. Также это актуально, если вы ежедневно эксплуатируете автомобиль с большой нагрузкой.

Важно учесть следующие факторы, чтобы определить оптимальный срок полной замены масла в АКПП:
- климатические условия вашего региона;
- интенсивность эксплуатации;
- стиль вождения.
Доверьте замену масла профессионалам
Особое внимание следует уделить последнему фактору. В большинстве случаев ATF теряет свои характеристики до запланированного срока из-за агрессивного вождения и любви к спортивному стилю езды:
  • резкое ускорение и затем резкое торможение;
  • быстрый старт с места при использовании принудительного режима;
  • прохождение крутых поворотов без снижения скорости.

Такой способ вождения приводит к повышенному напряжению на все элементы автоматической коробки передач (АКПП). В итоге, коробка перегревается, смазка теряет свои свойства, а ее вязкость изменяется. В таком случае не обойтись без полной замены трансмиссионной жидкости (АТФ).

Полная замена трансмиссионной жидкости требует значительных усилий и времени. Этот процесс сложнее, чем частичная замена, поскольку вся смазка из всех элементов коробки полностью удаляется.

Полная замена необходима в следующих случаях:
  • Вы приобрели автомобиль с рук и не знаете историю обслуживания;
  • Пробег автомобиля составляет более 100 тысяч километров;
  • Автомобиль постоянно эксплуатируется на высоких оборотах, что приводит к перегреву двигателя;
  • Переключение передач затруднено или происходит с толчками.

Когда дело касается частичной замены трансмиссионной жидкости, процедура происходит следующим образом: вы сливаете масло из АКПП через сливную пробку или, если такой пробки нет, снимаете поддон "автомата". Однако следует помнить, что не всё масло сливается полностью - примерно 50% остаётся. Старое масло там, в гидротрансформаторе, в каналах гидроблока и соленоидах. Это означает, что при замене масла только частично, старая смазка будет смешиваться с новой.

Основные различия между частичной и полной заменой масла в АКПП состоят в использовании промывочных составов и в том, что при полной замене масла удаляется всё старое масло, в то время как при частичной - только часть.

Таким образом, фактически, только половина трансмиссионной жидкости будет обновлена. Основным преимуществом частичной замены является ее простота. Вам всего лишь потребуется приехать на специальную площадку, снять сливную пробку или весь поддон, и масло выльется в заранее подготовленный контейнер, который нужно будет помещать под автомобиль.

Для выполнения такой замены не требуется специального оборудования.

Каковы же минусы частичной замены? Вам придется менять старое масло поэтапно, найдя время на техническое обслуживание автомобиля. Кроме того, общий объем масла, которое выльется в трансмиссию при частичной замене, будет превышать емкость коробки. Поэтому вам следует понимать, что затраты на приобретение трансмиссионной жидкости будут большими. Кроме того, произойдет смешение старого и нового масла в автоматической коробке передач.

Особенности и способы полной замены масла в АКПП аппаратом

1. Важные нюансы
Многие люди предпочитают провести замену смазки в коробке передач с помощью специального аппарата. Какие особенности данной процедуры, которую можно выполнить на любом автомобиле?

Прежде всего, стоит отметить, что смазочный материал в АКПП находится как в поддоне, так и в гидросистеме. При этом масло находится на разных уровнях и также в гидротрансформаторе, который имеет большой объем.

Важно понимать, что при проведении данной процедуры новое масло не полностью заменяет старое в коробке АКПП: они смешиваются при попадании в гидросистему. При этом старая трансмиссионная жидкость непрерывно сливается, а новая подкачивается.

Таким образом, происходит следующее: удаляется загрязненное масло, после чего сливается старое смешанное с новым маслом, а на последнем этапе удаляется новая смазка с остатками старой. Вы сможете увидеть это сами, поскольку у аппарата имеется прозрачное окошко или трубки, через которые видно, какого цвета вытекает жидкость. Если знаете эти особенности, станет понятно, что четкой границы, когда будет полностью удалено старое масло, не существует. Поэтому, если объем вашей АКПП составляет 7-8 литров, понадобится от 11-12 литров, чтобы выполнить полную замену масла с помощью аппарата. Принцип действия заключается в следующем: чем больше вы используете новой смазки, тем более чистым будет масло в коробке.

Невозможно точно определить, сколько трансмиссионной жидкости понадобится. Можно ориентироваться только на среднее значение. Однако объем масла, заливаемого в коробку-автомат вашего автомобиля, может отличаться в зависимости от выбранного автосервиса.

Стоимость полной замены масла в АКПП зависит от объема смазки, которую вы приобретете. Лучше всего приобрести 12 литров, поскольку в этом случае через систему пройдет больше свежей трансмиссионной жидкости. Это означает, что шлам и грязь будут вымыты из каналов. Чем дольше выполняется промывка, тем более чистым будет заливаемое масло.

Если вы приобретете 12 литров для замены, то механик зальет этот объем масла в трансмиссию. Как только масло закончится, процесс замены завершится, и в коробке-автомате останется только 7-8 литров.
Если вы решите приобрести 15 литров, процесс промывки займет больше времени, и масло в коробке передач будет более чистым.
Предела совершенства нет.
2.Полная замена масла в АКПП на автомате
Существует несколько методов для полной замены масла в АКПП на автомате.

Стандартный алгоритм:
- Подключаем автомат;
- Удаляем загрязненную смазку и снимаем поддон;
- Устанавливаем новый фильтр;
- Прикручиваем поддон обратно;
- Заливаем масло до минимального уровня;
- Происходит смешивание старого и нового масла, и загрязненная смазка вымывается.


Максимально эффективный алгоритм действий:
  • Подключаем автомат
  • Заливаем специальный промывочный состав для коробок-автоматов;
  • АКПП работает в режиме промывки;
  • Удаляем загрязненную смазку;
  • Выполняем замену, после чего в поддоне будет полностью новая смазка.

С помощью такого метода можно полностью промыть коробку передач, залить чистую смазку и установить новый фильтр. Конечно, для этого потребуется около 12 литров смазки, которую придется покупать на каждые 60 000 километров пробега. Однако таким образом вы сможете сохранить автоматическую коробку передач в идеальном состоянии.

После завершения замены необходимо проверить уровень смазки. Это следует делать, когда коробка передач прогрета и смазка нагрета. Сразу после замены трансмиссионная жидкость будет иметь слишком низкую температуру. Обратите внимание, если вы решили сделать полную замену масла в автоматической коробке передач через аппарат на СТО, механики должны выполнить 2 важных действия.

Полная замена масла в АКПП без аппарата через шланги

Полная замена масла в АКПП без использования аппарата через шланги производится по следующей последовательности действий:
1. Удаляем загрязненное масло из поддона, откручиваем мерную трубку и снимаем поддон.
2. Затем мы тщательно осматриваем поддон, моем его и устанавливаем новый фильтр.
3. После этого возвращаем поддон на место и закручиваем мерную трубку.
4. Затем, мы наливаем новое масло в коробку передач (в ту же самую пропорцию, которую слили сначала). Для этого потребуется использовать либо шприц, либо шланг обратки масла.
На штуцер подачи следует надеть прозрачный шланг, чтобы видеть степень чистоты масла. Конец шланга нужно уложить в пластиковую бутылку минимальным объемом 5 литров. На штуцер обратно можно надеть любой шланг, особенно если отсутствует специальный шприц, таким образом будет удобнее залить смазку через шланг, когда на АКПП нет отверстия с пробкой-щупом для заливки. После запуска автомобиля в бутылку начнет стекать старое масло. Как только сольется 1,5-2 литра, останавливаем двигатель, доливаем такое же количество нового масла в поддон и выливаем старую смазку из бутылки. Эту операцию нужно повторить несколько раз, чтобы в бутылку начала поступать чистая трансмиссионная жидкость. Проверяем уровень масла, жидкость должна медленно капать из мерной трубки.

Многие водители задаются вопросом, можно ли сливать не 1,5-2 литра масла, а сливать до тех пор, пока масло не перестанет вытекать? Однако так делать не рекомендуется, поскольку это может привести к поломке двигателя, ведь фабричная смазка уже заправлена в него.

Как заменить масло без специального оборудования? Вам понадобятся две прочные бутылки объемом по 15 литров с герметичными крышками, в которые можно вставить штуцеры и шланги.

Существуют различные мнения среди автолюбителей относительно полной и частичной замены масла в АКПП. Однако профессионалы советуют не менять трансмиссионную жидкость своими руками, поскольку это приводит к смешиванию загрязненного и чистого масла, что может привести к быстрому выходу из строя АКПП.
Мы находимся: г. Санкт-Петербург, ул. Ванеева, д. 10