Нужно ли менять масло в механической коробке передач

Вопрос о замене смазки в механической коробке передач вызывает много вопросов у автолюбителей-новичков. Нужно ли менять масло в коробке-«механике»? Многие производители КПП утверждают, что их продукция не требует обслуживания. Однако если заменить масло все же необходимо, то как часто это нужно делать и в какое время? В данной статье мы разберемся с этой проблемой.

Зачем нужно масло в мкпп?

На сегодняшний день в автомобилях используются четыре типа коробок переключения передач:
  • механическая («механика»);
  • вариаторная;
  • автоматическая («автомат»);
  • роботизированная.
В коробке-автомат и вариаторе необходимо менять масло строго согласно регламенту (каждые 50–100 тысяч километров пробега). Для очистки смазки в этих системах специально установлены фильтры. В механической коробке смазка обычно заливается на всю продолжительность использования, так как устройство "механики" проще. Принцип работы механической коробки передач совершенно отличается от АКПП или вариатора. Передача крутящего момента осуществляется "в сухую", в то время как в АКПП используется масло. В автоматической коробке передач передача осуществляется с помощью гидротрансформатора, а в вариаторе - благодаря специальному ремню и изменяемым дискам.

В работе МКПП основную роль играют два диска - сцепление и "корзина". Когда педаль сцепления отпущена, оба диска сомкнуты, а когда она нажата, они размыкаются с помощью специальной вилки. В этот момент водитель может изменить передачу с помощью рычага. После переключения педаль отпускается и передача мощности от двигателя к колесам осуществляется через трансмиссионный узел.

Как правило, "механическая коробка" имеет два вала с специальными шестернями для каждой передачи. Когда рычаг переводится в конкретную позицию передачи, соответствующая шестерня вступает в зацепление с помощью специальных вилок.
Механическая коробка не оснащена маслонасосом и гидротрансформатором, в отличие от автоматической коробки передач, в которой масло играет роль рабочего вещества и передает крутящий момент. Подобную функцию выполняет смазка в дизельных двигателях на гусеничных транспортных средствах, где жидкость, под давлением, запускает коленвал и инициирует зажигание.


Зачем же тогда необходимо масло в механической коробке передач?

На самом деле, оно выполняет три важные функции:

  • Смазывание деталей коробки передач. Внутри коробки находятся шестерни, которые всегда находятся в между собой взаимосвязи. Масло обеспечивает плавное и без трения взаимодействие деталей, что увеличивает их срок службы. Кроме того, жидкость помогает удалить мелкую стружку и металлические частицы, образующиеся при трении.

  • Защита от коррозии является одной из важных функций масла в коробке передач. Оно создает защитную пленку, которая окружает детали и предотвращает возникновение коррозии и окислительных процессов. Кроме того, масло также служит защитой от трения, что способствует увеличению срока службы трансмиссии.

  • Охлаждение также является важной функцией смазочной жидкости в коробке передач. Во время движения автомобиля, масло нагревается до очень высокой температуры, особенно на соприкасающихся участках шестерен. Однако, смазочная жидкость частично охлаждает эти детали и помогает поддерживать оптимальную температуру.

В целом, даже небольшое количество масла (2,5-3 литра) способствует значительному увеличению срока службы коробки передач. Это подтверждает важность регулярной замены смазочной жидкости в механической коробке передач. В случае автоматической коробки также крайне необходимо поддерживать нормальный уровень и качество смазочной жидкости для обеспечения нормальной работы узла.

Нужно ли менять масло в коробке механика

Как оказалось, замена масла в коробке передач является важной процедурой, влияющей на долговечность и надежность автомобиля. В этом процессе не следует пренебрегать, чтобы избежать дорогостоящих и сложных ремонтных работ в будущем. Любой владелец автомобиля знает, что своевременная замена масла важна для надежной работы узлов и механизмов. Это касается не только двигателя, но и коробки передач. Информация о частоте замены смазки в механической коробке передач доступна в сети.

  • Рекомендуется менять масло каждые 50-60 тысяч километров пробега. Фактически, МКПП наполняется жидкостью на протяжении всего срока службы, пока не возникнут проблемы из-за неудовлетворительного качества смазки. В этом случае необходимо понять, что подразумевается под "сроком службы".

Сегодня уже общеизвестно, что большинство автомобилей, поставляемых в Россию, создаются за границей. Там автомобили в среднем прослужат меньше времени, и водители меняют их чаще, по собственному желанию, а не по необходимости, когда старый автомобиль становится непригодным для использования. Иногда можно встретить случаи, когда используемые автомобили с незначительными дефектами отправляются на свалку. Водитель приобретает новый автомобиль, ездит на нем до 5 лет, пока гарантия не истечет, и потом меняет его на следующую машину. За границей этот период можно назвать сроком службы.
Доверьте замену масла профессионалам
В России ситуация совсем иная. Здесь, особенно в провинции, до сих пор эксплуатируется много автомобилей, выпущенных в 1970-х годах. Эти автомобили продолжают служить так долго только благодаря регулярной замене масла в их коробках, поскольку запчастей для этих устаревших моделей давно уже нельзя найти в продаже. Таким образом, если мы говорим о периоде службы в 5 лет с пробегом 100 тысяч км, то масло в коробке действительно заливается на весь этот срок. Если же мы планируем использовать автомобиль гораздо дольше, то масло лучше менять каждые 2-4 года или после проезда 50 тысяч км - в зависимости от того, какой из этих пределов будет достигнут раньше. Таким образом, нужно знать, когда менять масло в механике.

Однако, многим владельцам автомобилей с механической коробкой передач неизвестно, как часто нужно менять смазку, чтобы трансмиссия долго служила без проблем. Некоторые даже считают, что это необходимо только для автоматических коробок передач. Кроме того, не все автовладельцы знают, какое масло нужно использовать для своей коробки. Однако, сама механическая коробка передач может напомнить о необходимости замены, издавая особый звук на первых двух передачах уже после 120-150 тысяч километров пробега. Это сигнализирует о необходимости замены масла.

Когда нужно менять масло в механике

Масло, которое заливается в механическую трансмиссию (МКПП), предназначено для пробега в 100 тысяч км. Это значение следует использовать в качестве ориентира при планировании следующей замены трансмиссионной жидкости. Несоблюдение указанного пробега на одной порции масла может привести к быстрому износу движущихся элементов МКПП и, в конечном итоге, к непредвиденному ремонту.

Однако, сократить интервал замены масла до 80 тысяч км следует в случае частого использования транспорта в бездорожных условиях, в спортивном режиме или для перевозки грузов. В таких условиях трансмиссия подвергается многократно повышенной нагрузке, что приводит к ее быстрому износу. Более частая замена масла поможет продлить срок службы трансмиссии.
Руководства по «механике» автомобилей коварно вводят в заблуждение владельцев, утверждая, что замена трансмиссионной жидкости не требуется. Однако это утверждение ошибочно, поскольку без замены смазки износ механизмов будет непредотвратимым. Коробка передач со старыми деталями быстро попадет в аварийное состояние.

  • Масло в «механике» требует частичные изменения в процессе использования автомобиля, связанные с перепадами температуры и механическим воздействием. Внутри коробки образуются отходы износа, что негативно влияет на физические и химические свойства используемой смазки.

*Кроме регулярной профилактической замены, существуют случаи, когда требуется техническое обслуживание и замена смазки. Приведем ниже список таких ситуаций.
  1. Покупка б/у автомобиля всегда требует внимания к его состоянию. Один из важных аспектов - это замена масла, которая рекомендуется сделать сразу же после приобретения, чтобы быть уверенным, что предыдущий владелец следовал рекомендациям по регулярной замене масла.
  2. Также стоит обратить внимание на замену масла в коробке передач. Если вы приобрели автомобиль с новой «механикой», то лучше залить свежую жидкость. Однако, если предыдущая замена была проведена по инструкции и коробка передач была заменена не из-за поломки, то замена масла может быть необязательной.
  3. Если вам пришлось провести ремонт коробки передач, то важно учитывать, что одной из причин поломки может стать качество или состояние масла. Поэтому после ремонта рекомендуется залить свежую жидкость, чтобы убедиться в надежности работы.
  4. Возникшие проблемы с коробкой передач, такие как посторонний шум или рывки во время переключения передач, могут быть связаны с неисправностью механизма. Чтобы решить эту проблему, можно попробовать заменить смазку. Регулярная замена жидкости в коробке передач может полностью устранить неисправность, если она была своевременно проведена.

Кроме того, рекомендуется периодически проверять качество механизмов и жидкостей в автомобиле. Для этой цели существует инструментальная диагностика, которая позволяет выявить несоответствия и возможные проблемы.

Необходимо учесть, что масло в коробке передач может быть некачественным и не способным прослужить все 100 тысяч километров. В таком случае его следует заменить. Кроме того, важно следить за уровнем смазки, так как падение ее ниже допустимого уровня может привести к поломке коробки передач. Рекомендуется проверять уровень смазки каждые 10-15 тысяч километров.
Выполнить такую проверку можно использовать различные методы в зависимости от конкретной марки автомобиля. В общем случае следует слить некоторое количество смазки, открутив пробку в поддоне. Первоначальный анализ качества слитой жидкости выполняется по ее цвету и консистенции — чем темнее цвет, тем хуже качество смазки.

Необходимо проверять и менять масло в МКПП при возникновении двух указанных признаков.

  • Во время движения появился посторонний гул. Также начались характерные рывки при переключении скоростей. Замена смазки в МКПП в этих случаях — первое, что следует сделать. После этого признаки неисправности, скорее всего, исчезнут. Переключение передач станет более плавным.
  • Агрессивный стиль вождения с пробуксовками — еще одна причина для проверки состояния смазки в коробке передач. Такой способ вождения приводит к постоянному нагреванию механизма, что ухудшает смазывающие и охлаждающие свойства масла. Жидкость начинает пениться, добавки, содержащиеся в ней, теряют свои полезные свойства. Если такую смазку не заменить вовремя, коробка передач может выйти из строя и потребовать серьезного ремонта.
  • Если вы замечаете какие-либо изменения во время переключения передач, это также служит поводом для проверки состояния смазки в механизме.
Мы находимся: г. Санкт-Петербург, ул. Ванеева, д. 10