Рабочая температура масла в АКПП: источники нагрева, признаки и последствия перегрева трансмиссии

Срок службы автоматической коробки передач может превысить 300 000 км, если регулярно ухаживать за ней и следить за важным показателем – рабочей температурой масла в АКПП. Недостаточное внимание к высоким значениям этого параметра может привести к аварии, необходимости ремонта или полной замены трансмиссии. Зная причины повышения температуры и принимая меры предосторожности, можно предотвратить появление неисправностей и обезопасить процесс управления.

Оптимальная температура АКПП

Степень нагрева «традиционной» коробки передач связана с качеством ATF – трансмиссионного масла для автоматической коробки передач. Отличительной особенностью этого масла по сравнению с моторным является то, что оно выполняет несколько функций. ATF смазывает компоненты, охлаждает зоны с трением, защищает от коррозии и создает рабочее давление для сжатия фрикционов, осуществляющих переключение передачи.

Передача крутящего момента от двигателя к колесам через гидротрансформатор осуществляется с помощью АКПП, которая является сцеплением. При высоких нагрузках двигателя автоматическая трансмиссия нагревается и изнашивается. Чтобы предотвратить перегрев, масло АКПП проходит через систему охлаждения, которая снижает рабочую температуру до нормальных значений.
Краткосрочное повышение температуры до определенных значений не является проблемой, но постоянное превышение нормы ведет к сокращению ресурса масла вдвое и приближает срок службы АКПП к необходимости проведения капитального ремонта.
Выбор и замена тормозной жидкости: забота о безопасности вашего автомобиля**

*Нужно ли менять тормозную жидкость?*

Тормозная жидкость, подобно другим техническим жидкостям, имеет предельный срок службы. Присадки и химические компоненты со временем разрушаются, что может привести к образованию коррозии и снижению эффективности тормозной системы. Поэтому важно периодически менять тормозную жидкость в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

Правила замены тормозной жидкости

Для поддержания эффективности тормозной системы необходимо регулярно менять тормозную жидкость. Рекомендуемая периодичность замены составляет примерно два года. Однако, при эксплуатации автомобиля в условиях повышенной нагрузки или в зоне сильных климатических колебаний, этот интервал следует сократить.

Профилактические меры

Перед длительной поездкой, особенно по гористой местности или при интенсивном движении, рекомендуется провести проверку тормозной системы и при необходимости заменить тормозную жидкость. Это позволит избежать неприятных ситуаций на дороге и обеспечит безопасность вашего путешествия.

Стойкость к кипению тормозной жидкости

Важным свойством тормозной жидкости является ее способность сохранять стабильность при высоких температурах. При интенсивном торможении выделяется много тепла, которое может вызвать закипание жидкости. Это приводит к образованию паровых пробок и снижению эффективности торможения. Поэтому выбор качественной тормозной жидкости с высокой стойкостью к кипению является решающим фактором для безопасности вождения.

*Проблема гигроскопичности тормозной жидкости

Тормозная жидкость обладает свойством притягивать влагу из окружающей среды. Это особенно актуально для расширительного бачка, через который происходит контакт с воздухом. Накопление влаги в жидкости уменьшает ее стойкость к кипению и может привести к неисправностям тормозной системы.

*Типы тормозных жидкостей*

На сегодняшний день наиболее распространены гликолевые тормозные жидкости, в которых сочетаются полиэтиленгликоль и полигликолевые эфиры. Они характеризуются высокой агрессивностью, поэтому работать с ними требуется особенно осторожно.

*Роль полиэтиленгликоля и растворителя*

Полиэтиленгликоль в тормозной жидкости выступает в качестве смазки для внутренних механизмов тормозной системы. Однако из-за его высокой вязкости добавляется растворитель на основе полигликолевого эфира. Это позволяет достичь однородности состава и уменьшить агрессивность воздействия на лакокрасочные покрытия автомобиля.

*Значение присадок и ингибиторов*

Присадки в тормозной жидкости играют важную роль, улучшая ее характеристики. Они способствуют термической стойкости, предотвращают коррозию и образование осадка на внутренних поверхностях тормозной системы. Ингибиторы коррозии защищают металлические детали от воздействия агрессивных компонентов тормозной жидкости.

Частота замены тормозной жидкости*

Интервал замены тормозной жидкости зависит от типа и класса жидкости, условий эксплуатации автомобиля, а также рекомендаций производителя. Для большинства легковых автомобилей рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 2–3 года или через каждые 40 000 километров пробега. Однако для автомобилей премиум-класса или при динамичной езде интервал замены может быть сокращен до 20 000–30 000 километров.


Н2**Классификация тормозной жидкости: ключевые моменты выбора и совместимости**

Для правильного выбора состава тормозной жидкости необходимо понимать их классификацию. Наиболее актуальные классы жидкости определены стандартами Министерства транспорта США (DOT) и требованиями Bosch, особенно важными для систем ABS.

Н2 *Типы тормозной жидкости и их особенности*

**DOT 3:** Подходит для автомобилей с барабанными или дисковыми тормозами только на передней оси. Рабочая температура не превышает 150 градусов, а закипание при увлажнении – 140 градусов.

**DOT 4:** Распространенный тип для большинства автомобилей. Рабочая температура не превышает 230 градусов, а увлажненная жидкость не закипает при 155 градусах.

**DOT 4 Super:** Предназначен для автомобилей без системы ABS/ESP с улучшенными характеристиками при высоких температурах. Не закипает при 260 градусах и 180 градусах в увлажненном состоянии.

**DOT 4 HP:** Используется в автомобилях с системами ABS, ASR, ESP, снижает вязкость для эффективной работы систем. Не закипает при 265 градусах и 180 градусах в увлажненном состоянии.

**DOT 5:** Создан на основе силикона для автомобилей, испытывающих высокие нагрузки, работает при температуре до 260 градусов и не накапливает воду.

**DOT 5.1:** Гликолевый состав с пониженной вязкостью для автомобилей с системами ABS последних поколений. Температура закипания – не ниже 260 градусов.

Н2 *Совместимость и смешивание тормозной жидкости

Тормозные жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы при соблюдении рекомендаций производителя. Однако смешивать их не рекомендуется, чтобы не ухудшить характеристики состава.

Составы разных классов или разных производителей также не рекомендуется смешивать из-за потенциальных химических реакций и возможного отказа тормозов.

Н2 *Выбор тормозной жидкости*

Отдавайте предпочтение качественным составам от известных производителей, с учетом рекомендаций автопроизводителя вашего автомобиля. Подбирайте состав, который соответствует требованиям вашего автомобиля и обеспечит надежную работу тормозной системы.

Причины перегрева

Основные проблемы, которые приводят к повышению рабочей температуры, - это стиль вождения и обслуживание автомобиля.

Перегрев АКПП свыше 95℃ может происходить в следующих ситуациях:
  • когда приходится толкать автомобиль в пробках, при движении в жаркой погоде, при буксировке на высоких оборотах, при буксировке прицепа или других автомобилей, а также при подъеме в гору.

Если рабочая температура АКПП повышается при вождении без нагрузки, то возможны следующие причины:
  • грязный основной радиатор охлаждения,
  • забитый радиатор АКПП,
  • неправильный уровень масла и использование неподходящей жидкости.

Проблемы, связанные с радиатором

>
Способность радиатора охлаждать автомобиль в жару и пробках снижается из-за слабого потока воздуха. Кроме того, ячейки теплообменника постоянно забиваются мусором, таким как пух, насекомые и пыль. В результате радиатор не выполняет свою функцию полностью, что приводит к повышению рабочей температуры. Встроенный в радиатор двигателя контур охлаждения автоматической коробки передач (АКПП) представляет собой трубопровод, который служит для охлаждения трансмиссионной жидкости. Однако, в силу того, что основной теплообменник в радиаторе достигает температуры до 100℃, он не в состоянии достаточно охладить трансмиссионное масло до необходимой нормы рабочей температуры.

Количество масла в системе АКПП

>
Если недостаточное количество масла, то насос начинает подсасывать воздух. Образовавшаяся эмульсия из масла и воздуха обладает низкой теплоемкостью и плохо смазывает компоненты системы. Высокое трение при этом приводит к повышению рабочей температуры АКПП. С другой стороны, избыток жидкости тоже может быть проблемой. При высоких скоростях она начинает образовывать пену, увеличивая свой объем и выбрасываясь наружу. В результате уровень масла снижается, создавая ситуацию, описанную выше.

Качество ATF (автоматической трансмиссионной жидкости)

>
Производители рекомендуют проводить частичную или полную замену жидкости автоматической коробки передач каждые 60 000 километров. Однако, с учетом условий эксплуатации, таких как сезоны года, качество дорог и стиль вождения, рекомендуется сократить частоту замены масла до 30-40 000 километров. Если игнорировать эти рекомендации, то жидкость в автоматической коробке передач будет загрязняться шлаками и металлической стружкой каждые 100 000 километров пробега, потеряет свои свойства и автоматическая коробка передач перестанет работать нормально.

Симптомы перегрева

О ситуации перегрева автоматической коробки передач говорят следующие симптомы:

  • загорается индикатор перегрева или падает давление жидкости на панели приборов. Если индикатор масла не горит красным цветом, то состояние автоматической коробки передач можно определить по ее поведению.

  • Также, во время движения может мигать значок AT или A\CT Oil Temp. В данном случае необходимо уменьшить скорость и дождаться, пока АКПП не остынет до нормальной рабочей температуры, а индикатор не погаснет.

Как избежать перегрева масла в АКПП

  • Регулярно проверяйте уровень масла в АКПП и при необходимости доливайте.
  • Не перегружайте автомобиль и избегайте экстремальных условий эксплуатации, которые могут привести к повышению температуры АКПП.
  • Обратитесь к специалистам для проведения профилактического технического обслуживания системы АКПП, включая замену фильтра масляного насоса и очищение системы от нагара и отложений.
  • При обнаружении признаков проблем с АКПП (например, плохое переключение передач, подтормаживание или дребезжание), немедленно обратитесь к квалифицированному специалисту для диагностики и ремонта.

1
Для увеличения контура охлаждения можно установить дополнительный радиатор АКПП. Это позволит предотвратить повышение рабочей температуры и продлить срок службы автоматической коробки передач.
2
В тех автомобилях, где радиатор АКПП интегрирован в основной системе охлаждения, внешняя секция радиатора может быть добавлена к общему контуру.
3
Выбор размера теплообменника должен основываться на обоснованных расчетах. Слишком большой размер будет требовать больших затрат на эксплуатацию, в то время как слишком маленький не сможет обеспечить надлежащую регулировку рабочей температуры.
Производители радиаторов рекомендуют следующие расчеты для разных типов автомобилей:
  • Легковые автомобили с объемом двигателя до 2,0 литра должны иметь 4-рядную конструкцию радиатора.
  • Автомобили с прицепом и двигателем до 3,0 литра должны иметь 6-рядный радиатор.
  • Более мощные автомобили должны иметь 8-рядный радиатор.
Необходимо правильно спроектировать контур охлаждения, чтобы учитывалась тепловая мощность, а присоединение дополнительного радиатора должно быть сбалансировано с системой теплообмена, чтобы избежать затруднений при прогревании АКПП в зимний период. Для решения этой проблемы в путь к дополнительному теплообменнику устанавливаются термостаты, которые автоматически активируют охлаждающий систему при достижении критической рабочей температуры масла АКПП.
Если радиатор трансмиссии установлен поверх основного, перед установкой дополнительной конструкции необходимо проверить состояние существующих радиаторов. Возможно, достаточно их очистить или заменить.

Промывка радиаторов

Рекомендуется очищать наружные поверхности теплообменников не реже одного раза в год. Грязь можно смыть с помощью струй воды или мини-мойки, главное - не повредить ячейки с высоким давлением. Чтобы увеличить эффективность, можно использовать автомобильные шампуни.
Доверьте замену масла профессионалам

Своевременная замена масла в АКПП

Заменить масло можно абсолютно или частично при помощи специальных устройств даже в технических коробках без обслуживания. При частичной замене сначала удаляют и очищают поддон, затем сливают до 50% жидкости, меняют масляный фильтр, устанавливают поддон назад и снова заливают свежее масло в том же количестве, которое было слито. Этот процесс может быть повторен 2-3 раза.

  • Если недавно производилась замена автоматической трансмиссионной жидкости на другую марку, возможно, что она не соответствует требуемому уровню вязкости и не справляется с нагревом трансмиссии до рабочей температуры. Рекомендации производителя относительно выбора состава ATF могут быть найдены на щупе АКПП, в таблице под капотом и в инструкции к автомобилю.

  • В случае, если ни один из предложенных способов не дал результата и рабочая температура не поднимается до уровня 75-95°C, необходимо провести диагностику автомобиля.

Возможные последствия перегрева масла

Вследствие старения работающего узла и повышения рабочей температуры, крутящий момент теряет свою эффективность и, как следствие, падает динамический потенциал автомобиля.

Например, при обгоне водитель старается нажать на газ до отказа, но из-за плохой реакции коробки передач маневр затормаживается, так как машина не может набрать необходимые обороты для ускорения.

Воздействие на конструкцию

Использование коробки передач при температуре выше 95 °C приводит к интенсивному износу компонентов автоматической коробки передач. Трансмиссионная жидкость теряет свои свойства при температуре от 120 до 130 °C, становясь менее вязкой. Фрикционная пыль и другие продукты износа быстро скапливаются в каналах, трубопроводах, элементах и радиаторе.

Смазка подшипников, шестерен и валов происходит неэффективно, что приводит к увеличению трения. Компоненты функционируют неправильно, что приближает время проведения капитального ремонта или замены автоматической коробки передач

Заботьтесь о своем автомобиле

Замена автоматической трансмиссионной жидкости (ATF) каждые 40—60 000 км поможет избежать опасностей, связанных с повышением рабочей температуры. Регламент обслуживания зависит от марки автомобиля. Например, на BMW и Range Rover установлены 6-ступенчатые АКПП производства ZF. BMW называет свою коробку "необслуживаемой", в то время как Range Rover рекомендует обновлять смазку каждые 60 000 км.

Также очень важно обращать внимание на качество жидкости. Масла имеют разный состав, разрешенные нагрузки, степень вязкости и типы присадок. Поскольку жидкость в АКПП выполняет функцию рабочего тела, любые преднамеренные изменения ее характеристик, такие как смешение или добавление присадок, могут вызвать неправильное переключение передач или полный отказ системы.

Многие производители выпускают свои специальные продукты, которые специально разработаны для конкретной серии автомобилей, но также допускают использование аналогов, соответствующих установленным спецификациям.

На основе данных статистики можно сделать вывод, что если регулярно менять трансмиссионную жидкость, то в 80% случаев можно решить проблемы с переключением передачи и повышением рабочей температуры АКПП.
Мы находимся: г. Санкт-Петербург, ул. Ванеева, д. 10