Выбор трансмиссионного масла, полусинтетика

Современные автомобили предъявляют высокие требования к трансмиссиям из-за их увеличенных мощностей и оптимизации производства. Уменьшение габаритов и веса коробок передач приводит к увеличению удельной нагрузки на шестерни. Поэтому трансмиссионное масло должно обладать отличными противоизносными и противозадирными свойствами. Кроме того, оно должно иметь длительный срок службы и сохранять свои характеристики на протяжении многих лет. Полусинтетическое масло представляет собой оптимальное сочетание цены и качества. Оно подходит для большинства автомобилей, эффективно работает в широком температурном диапазоне и стоит заметно дешевле полной синтетики.

Вязкость, стандарты и маркировка трансмиссионных масел

  • Вязкость

    Классическая механическая коробка передач не предусматривает принудительную смазку, и масло попадает на пары трения за счет разбрызгивания и выноса на зубьях шестерен. Вязкость масла напрямую влияет на качество смазки.

    Меньшая вязкость облегчает разбрызгивание масла и его проникновение под шестерни, что позволяет лучше смазывать пары трения. Однако более вязкое масло обеспечивает лучшую защиту за счет более прочной масляной пленки. Поэтому долгое время трансмиссионные масла имели высокую вязкость.

    Тем не менее, в зимний период это может создать проблемы, так как высокая вязкость может затруднить движение на холодном масле. Поэтому для большинства регионов России подходят масла с меньшей вязкостью. Современные присадки помогают таким составам сохранять защитные свойства. Многие современные коробки передач проектируются для использования маловязких синтетических и полусинтетических масел и не могут нормально функционировать на густом масле.
  • Маркировка

    Для обозначения вязкости трансмиссионных масел используется стандарт SAE, аналогичный тому, что применяется для моторных масел, но с другими символическими обозначениями классов вязкости. Индексы вязкости варьируются от 70W до 85W для низкотемпературной и от 80 до 250 для высокотемпературной вязкости.

    Большинство трансмиссионных масел являются всесезонными и должны работать в широком диапазоне температур. Минеральные масла не всегда подходят для этого, так как требуют большого объема присадок-модификаторов вязкости, которые со временем теряют эффективность. Полусинтетические масла имеют необходимые параметры благодаря добавкам синтетических базовых масел и обладают хорошим сроком службы.

    Классы качества трансмиссионных масел определяют их применимость. Например, масла API GL-4 применяются в механических коробках передач и малонагруженных ведущих мостах, обеспечивая совместимость с синхронизаторами. Масла API GL-5, содержащие больше противозадирных присадок, предназначены для высоких удельных нагрузок в гипоидных передачах. Масла с двойной маркировкой GL-4/GL-5 универсальны и могут использоваться в различных узлах трансмиссии.
  • Как правильно выбрать трансмиссионное масло

    При выборе трансмиссионного масла важно учитывать вязкость и класс качества. Обычно производители указывают эти параметры в сервисной книжке. Если указаны несколько вариантов вязкости, для холодного климата лучше выбирать масло с меньшими индексами, чтобы обеспечить лучшее функционирование в холодную погоду. Для жаркого климата и высоких нагрузок предпочтительнее более густое масло.

    В некоторых случаях производитель может указывать собственные допуски, если требования стандартов API недостаточны. Например, для несинхронизированных МКПП и ведущих мостов MAN используются масла с допуском MAN 342 M2, которые имеют более длительный срок службы по сравнению с маслами стандартного API GL-5. Неправильный выбор масла может ускорить износ трансмиссии, особенно если интервалы замены превышены.
  • Как часто нужно осуществлять замену трансмиссионного масла

    Сроки замены трансмиссионного масла определяются инструкцией производителя. Обычно это несколько лет или десятки тысяч километров пробега. Некоторые автомобили имеют "вечное" масло, способное служить весь срок службы коробки передач, но необходимость замены может возникнуть в случае попадания воды в картер или крупного ремонта КПП.

    Для активно эксплуатируемых автомобилей с высокими нагрузками или в условиях мегаполисов, где часто происходят остановки и трогания с места, рекомендуется сокращать интервалы замены масла, так как оно стареет быстрее.